Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Муниципальное образование Пижанский муниципальный округ Кировской области
официальный сайт

Роспотребнадзор, защита прав потребителей: судебная практика, консультирование.

  • 12 мая 2022

    В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области поступило обращение потребителя по поводу неправомерных действий ООО «ТДК».

    В марте 2020 года между потребителем и обществом заключен договор купли-продажи мебели. В день заключения договора потребителем внесена предварительная плата за товар в полном объеме. При этом, в установленный договором срок предварительно оплаченный товар потребителю передан не был. В этой связи, потребитель неоднократно обращался в адрес продавца посредством телефонной связи, однако сроки передачи товара неоднократно переносились.

    В марте 2021 года потребитель обратился к продавцу с письменным заявлением о расторжении договора купли-продажи и требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств. Частично денежные средства продавцом потребителю возвращены.

    Согласно ч. 2 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

    Согласно ч. 4 ст. 23.1 Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы подлежат удовлетворению продавцом в течении десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

    В силу ст. 15 Закона, моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

    При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

    Мировым судьей вынесено решение об удовлетворении исковых требований Управления, согласно которому, договор, заключенный между потребителем и обществом, расторгнут. С ответчика в пользу потребителя подлежат взысканию: непогашенная сумма предварительной оплаты товара по договору в размере 50000 рублей, компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке в размере 27500 рублей, а всего — 82500 рублей.

    Вопрос-ответ:

    «Оформила в кредит покупку дверей через магазин на сумму 32600 рублей. Банк деньги организации перевёл. Дома ознакомившись внимательно с договором увидела, что сумма кредита 36400 рублей. И прописана услуга на 1800 смс информирование. Но от банка услуга смс информирование стоит 69 руб. месяц и прописана в другом пункте кредита. В банке мне сказали, что сумма кредита 36400 переведена магазину полностью. Получается магазин оформил мне какую то доп.услугу, но услугу я не получала. Что делать в данной ситуации?»

    Ответ: Пунктом 1 ст. 10 Закона № 2300-1 предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно потребительских свойств и характеристик товара, правил и условий его эффективного использования. Информация о займе (кредите) в обязательном порядке должна содержать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Согласно ч.1 ст.12 Закона №2300-1, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков. Частью 2.7 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" установлено, что, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагается дополнительная услуга, оказываемая кредитором и (или) третьим лицом, информация о которой должна быть указана в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа), условия оказания такой услуги должны предусматривать, в частности, право заемщика отказаться от такой услуги в течение четырнадцати календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на ее оказание, а также право заемщика требовать от лица, оказывающего такую услугу, или от кредитора - в случае неисполнения соответствующей обязанности таким третьим лицом - возврата денежных средств, уплаченных за оказание дополнительной услуги. Таким образом, в заявлении о предоставлении займа Банк должен указать информацию об услуге СМС - информирования, и обязан был предоставить возможность отказаться от данной услуги, в том числе, в течение 14 календарных дней. В силу статьи 32 Закона №2300-1, Вы вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В силу п.2 ст.16 Закона № 2300-1 запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Таким образом, ни продавец, ни Банк не вправе обусловить заключение кредитного договора наличием иных платных услуг. В данном случае рекомендуем обратиться в Банк и к продавцу с письменным заявлением о предоставлении информации по вопросу навязывания платной услуги СМС информирования и требованием о возврате денежных средств за неоказанные услуги, а также проанализировать заявление на предоставление кредита, в котором должны быть прописаны все дополнительные услуги с указанием их наименования и стоимости. Кроме того, предлагаем запросить в Банке выписку по кредитному счету, в которой будет отражена вся информация о перечисленных заемных денежных средств с указанием их получателей.

    Консультационный пункт по защите прав потребителейфилиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Советском районе, г.Советск Кировской области ул. Кирова д.1, т.(883375)22202, эл.почта  31_urist@sanepid.ru




Возврат к списку