Бюджетное послание

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ГЛАВЫ ПИЖАНСКОГО РАЙОНА 
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 и 2017 ГОДОВ 
 

Уважаемые депутаты!

При формировании бюджетной политики органов местного самоуправления района мы исходим из бюджетной политики Правительства Кировской области. Поэтому мое бюджетное послание на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов основывается на соответствующем бюджетном послании Губернатора Кировской области.

Основные задачи бюджетной политики остаются неизменными. Это укрепление доходной базы бюджета района, повышение эффективности бюджетных расходов, усиления местного самоуправления.

В деле мобилизации собственных доходных источников работа ведется в двух направлениях.

Первое из них- расширение налогооблагаемой базы.

Следует отметить повышение роли органов местного самоуправления в работе с организациями, выплачивающими официально низкую заработную плату. Начиная с 2012 года, на заседаниях межведомственных комиссий заслушано 106 работодателей, в результате за счет повышения заработной платы в бюджет района привлечено 1019,5 тыс. рублей налога на доходы физических лиц. Количество работодателей, повысивших заработную плату, из числа заслушанных, начиная с 2012 года, более 60.   

Заметную роль в расширении налоговой базы играет малое предпринимательство. Именно работа с сектором малого и среднего бизнеса является сегодня устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципального образования.   

С передачей дополнительных нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступления этого налога в бюджет района существенно выросли. По прогнозу в текущем году поступления составят более 3,3 млн. рублей против 1,3млн. рублей в 2013 году.   
  Результаты поступления налогов со специальным налоговым режимом, применяемым малым бизнесом, говорят о том, что удалось достичь определенных результатов по повышению эффективности работы малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В текущем году ожидаемое увеличение поступления этих налогов к уровню 2013 года увеличится в два раза.  

В связи с тем, что перед органами местного самоуправления ставилась задача рассмотрения вопроса эффективности установления и практического применения единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, в текущем году в районе по отдельным видам деятельности этот налог отменен, а также планируется внести на рассмотрение районной Думы предложения по увеличению корректирующего коэффициента базовой доходности.   

Начиная с 2012 года в результате проведения органами местного самоуправления мероприятий по повышению роли имущественных налогов, привлечены к налогообложению собственники 18 объектов недвижимого имущества и 27 земельных участков, ранее не учтенных налоговыми органами. Кроме того, актуализированы сведения Государственного кадастра недвижимости по 71 земельному участку, что позволило улучшить состояние информационной базы налоговых органов.   

Второе направление - работа по повышению собираемости налогов. Такая работа ведется постоянно и системно, для чего ежегодно администрацией района принимается план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет и сокращению недоимки, который является порядком взаимодействия органов власти всех уровней и федеральных ведомств. Такая плановая работа приносит свои результаты, однако динамику снижения задолженности по платежам в бюджет района кардинально переломить не удалось. Поэтому эта задача продолжает оставаться актуальной.   

В текущем году складывается сложная ситуация с поступлением доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, что существенно влияет на финансировании дорожных работ. Однако эта ситуация в большей степени связана с изменением методики расчета нормативов отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации.   

Хотел бы озвучить ряд принципиальных моментов, касающихся результатов работы по повышению эффективности расходов бюджета.   

Начиная с 2014 года формируется программный бюджет. Наличие муниципальных программ делает информацию о расходах бюджета района более подробной и обоснованной. Муниципальные программы становятся важным инструментом эффективного расходования бюджетных средств и достижения запланированных целевых показателей. В настоящее время разработана единая методика ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ, которая позволяет принимать управленческие решения по их дальнейшей реализации.   

На постоянном контроле находится вопрос реализации Указов Президента Российской Федерации, предусматривающий повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Начиная с прошлого года отраслевыми департаментами Правительства области совместно с отраслевыми органами администрации района проводится работа по реализации «дорожных карт», направленных на повышение эффективности и качества услуг в сферах образования и культуры.   

И если по образованию движение идет в рамках дорожной карты, то по культуре возникли серьезные проблемы. Из-за недостатка в бюджете района средств на повышение заработной платы основному персоналу это повышение было обеспечено за счет сокращения с 01.09.2014 года на 25% нормы рабочего времени при сохранении на установленную норму рабочего времени прежней зарплаты. По прежнему остается неразрешенным вопрос: а как выполнять дорожную карту по культуре в 2015 году при отсутствии средств на очередное повышение заработной платы.   

Здесь я хотел бы процитировать слова из бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов о том, что «преобразования должны обеспечить реализацию Указов Президента Российской Федерации, повысить эффективность расходования бюджетных средств, но не в коей мере не должны снизить качество и доступность для населения услуг учреждений социальной сферы».   

Говоря о повышении эффективности расходов, нельзя не остановиться на вопросе размещения муниципальных заказов.  

С 1 января 2014 года муниципальные заказчики перешли на осуществление закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».   

В целях повышения эффективности расходов утверждены и размещены на официальном сайте РФ планы – графики размещения заказов по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков района.

В первом полугодии 2014 года прошли обучение 7 специалистов по программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными заказами» в объеме 120 часов и 5 руководителей по 16 - часовой программе. Представители муниципальных заказчиков принимали участие в работе межрайонных, районных семинаров по муниципальным закупкам, проводимых департаментами Правительства Кировской области и местной администрацией.  

В первом полугодии 2014 года объем заказа, размещенного путем проведения электронных процедур, составил 99,7% по сравнению с 88% в 2013 году. Преимущество электронных процедур: возможность подачи заявки из любого региона, открытость, понятность, удобство, анонимность рассмотрения заявок, возможность автоматизированного контроля.

В результате работы за 9 месяцев мы имеем экономию бюджетных средств в размере 2 112,0 тысяч рублей. Это особенно актуально сейчас, когда средств недостаточно.   

Одной из гарантий стабильности местного самоуправления является бюджетная обеспеченность муниципальных образований района. Бюджет муниципального района и бюджеты поселений представляют единый «финансовый» организм, который, функционируя во взаимодействии, должен финансово обеспечить публичные функции и устойчивое социально-экономическое развитие территории.   

В текущем году в целях увеличения поступлений доходов в областной и местные бюджеты Правительством области принято решение предоставлять межбюджетные трансферты из областного бюджета за достигнутые результаты. Оценка деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям: легализация налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций; сокращение задолженности по налоговым платежам; увеличение налоговой нагрузки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; увеличение поступлений имущественных налогов. Исполнение хотя бы одного из установленных показателей даст право органам местного самоуправления муниципального района на получение дополнительной финансовой помощи из областного бюджета. Показатели и условия стимулирования установлены на долговременной основе и будут применяться при оценке результативности муниципалитетов уже в 2015 году по итогам работы за текущий год. Нам надо вести целенаправленную работу по указанным направлениям, чтобы получить эту дополнительную финансовую помощь из областного бюджета.   

Серьезным вопросом является вопрос открытости бюджета для граждан, а также непосредственное участие граждан в формировании и исполнении бюджета.   

В районе не первый год реализуются такие механизмы привлечения граждан к бюджетному процессу как самообложение и проекты по поддержке местных инициатив. Через самообложение в бюджеты сельских поселений текущего года поступит 388,6 тыс. рублей средств граждан и 582,9 тыс. рублей областных средств. На реализацию проектов по поддержке местных инициатив в текущем году в бюджеты района и поселений будет дополнительно привлечено 12117,3 тыс. рублей.   

В настоящее время поселения и район готовят к защите 19 проектов местных инициатив, выдвинутых на 2015 год на сходах (собраниях) граждан.   

Что касается открытости бюджета, то на протяжении последних лет мы размещаем на сайте Правительства области большой объем информации по всем аспектам своей деятельности, который дает любому желающему возможность ясно представить стратегию управления финансами в районе.   

Чтобы лучше разобраться во всех нюансах бюджетных отношений, на сайте открыта рубрика «Бюджет для граждан», где можно найти вкладку «Презентация «бюджет для граждан», подготовленную на основе решения о бюджете района на 2014-2016 годы и отчета об исполнении бюджета 2013 года, в доступной для пользователей форме.   

С конца прошлого года в рамках информационной системы управления бюджетным процессом у нас активно внедряется подсистема финансового контроля.   

Неплохие результаты достигнуты и в области раскрытия информации о деятельности муниципальных учреждений. Несмотря на это, данный вопрос должен находиться на постоянном контроле не только у учреждений, но и у органов местного самоуправления.   

В заключении хотел бы сжато выделить основные направления налоговой и бюджетной политики на предстоящий финансовый цикл:   

Первое. Расширение доходной базы. В связи с внесенными и планируемыми изменениями в федеральное законодательство необходимо будет определиться по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости в отношении организаций и физических лиц.   

Второе. Активизация деятельности органов местного самоуправления во взаимодействии с соответствующими государственными органами по выводу «серых» зарплат из «тени» с учетом того, что в систему межбюджетных отношений областью будет введен для каждого муниципального района коэффициент, учитывающий уровень скрытой заработной платы, который будет применяться при расчете налогового потенциала. Для нашего района этот коэффициент на 2015 год составит 7,9% от фонда заработной платы.   

Третье. Выполнение плана мероприятий на 2014 – 2016 годы по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также реализация в полном объеме всех направлений, определенных «Программой по повышению эффективности управления муниципальными финансами Пижанского района до 2018 года, которая была принята в декабре прошлого года.   

Четвертое. С целью обеспечения сбалансированности бюджета:   

- исключение исполнения расходных обязательств, не отнесенных к нашим полномочиям, а так же принятия новых неподкрепленных источниками финансирования;

- выполнение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления района;

- проведение обоснованной оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления района, а также оптимизации бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы, не допустив при этом снижения качества и доступности для населения услуг учреждений социальной сферы.



Возврат к списку