Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду

Внимание!!! В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 04.08.2022 №191 и решением Думы Пижанского муниципального округа от 11.11.2022 №12/187 с 1 декабря 2022 года все информационные материалы будут размещаться только на базе ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по адресу https://pizhanka-r43.gosuslugi.ru/

Муниципальное образование Пижанский муниципальный округ Кировской области

Торговля и общественное питание

 
  • 15 октября 2020

    Маркировка молока. Ответы на часто задаваемые вопросы

    На 7 сентября в эксперименте более 6300 участников - 398 производителей; 123 импортера; 537 представителя оптового звена; 5317 представителей розничного звена.

    В рамках экспериментаэмитировано 5,3 млн кодов маркировки и уже проведено тестирование движения маркированной продукции на всех этапах товаропроводящей цепи (ввод в оборот, передача права собственности по универсальному передаточному документу, вывод из оборота с использованием контрольно-кассовой техники).

    По тем категориям, для которых маркировка уже является обязательной, система позволяет прогнозировать дефицит, определяет наличие продукции в конкретном регионе и городе, запасы на складах и цены на товары.

    Что такое маркировка?

    Маркировка необходима для обеспечения прослеживаемости каждой единицы продукции и создания цифровой копии каждой отрасли. Производитель наносит на каждый товар уникальный код, далее при передаче собственности в систему передается универсальный передаточный документ (УПД), фиксируется текущий собственник товара, при сканировании кода на онлайн-кассе магазина фиксируется выбытие. То есть система отслеживает путь движения товара отпроизводства или импорта до продажи и до покупателя – в течение всего срока жизни товара на рынке.

    Какое законодательство регулирует маркировку?

    Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018г. «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» – определяет перечень продукции (в том числе молочной), входящей в маркировку. Распоряжение Правительства РФ №806-р от 30 марта 2020 г. – о проведении эксперимента по маркировке молочной продукции до 31 декабря 2020 г.

    Какие сроки введения обязательной маркировки?

    Эксперимент проходит с июля 2019 г. по декабрь 2020 г. Поэтапно с 20 января 2021 г. по 1 октября 2021 г. маркировка становится обязательной для разных категорий молочной продукции: с 20 января 2021 г.– молока и сливок (со сроком хранения 28 суток и более), мороженого; с 1 июля 2021 г.– молока и сливок (со сроком хранения менее 28 суток), сгущённого молока, сыра, сливочного масла, творога и безалкогольных напитков с молочным жиром; с 1 октября 2021 г.–кисломолочных продуктов (пахты, йогурта, кефира и прочих).

    Какие предполагаются послабления и льготы для маркировки молочной продукции?

    ·         Освобождение от маркировки продукции весом 30 граммов и менее.

    ·         Бесплатные коды для детского и лечебного питания.

    ·         Остатки продукции, произведенной до ввода маркировки, не маркируются.

    ·         Для фермерских хозяйств, самостоятельно осуществляющих розничную продажу продукции, – отсрочка по обязательной маркировке до 1 октября 2022 г.

    ·         Сканирование DataMatrix-кода при продаже через кассу наступает позже – с 1 октября 2021 г.

    ·         Поэкземплярный учет – с 1 февраля 2022 года.

    Зачем нужна маркировка, если контрафакта в молочной продукции не так много?

    Цифровая маркировка позволяет справиться с любыми видами нелегальной продукции, включая контрафакт, фальсификат, контрабанду и другие формы незаконного оборота. Данные статистики показывают так называемые«не наблюдаемые статистикой» производство и импорт (то есть нелегальный уровень) в 2018 году по питьевому молоку – 18%, сыру – 15%, маслу – 28%.

    Зачем нужна маркировка, если имеется система «Меркурий»?

    Система «Меркурий» призвана контролировать биологическую безопасность животноводческого сырья и осуществляет документальное сопровождение партий продукции (ветеринарными сопроводительными документами – ВСД). Маркировка же обеспечивает индивидуальное прослеживание каждой единицы готовой продукции от завода до кассы и до потребителя. Обеспечение полной прослеживаемости молочной продукции требует интеграции систем, что позволит гарантировать легальность и безопасность продукции «от поля до покупателя».

    Почему это две совершенно разные системы:

    «Меркурий». сопровождает цепочку продукции документально, поэтому система является разрешительной – без «гашения» предыдущего ВСД и создания нового в привязке к предыдущему, перемещать товар запрещено. Тем не менее, подобный механизм не позволяет сделать выборочный контроль – нельзя сопоставить конкретную единицу товара (выбрать случайным образом на складе или полке) и ВСД – что упрощает возможность попадания нелегальной продукции в оборот.

    Маркировка. Однозначно идентифицирует производителя/импортёра каждой единицы товара, объёмы производства и выбытия, используя кассы (система интегрирована во все онлайн-кассы в стране) – создается цифровой двойник всей отрасли. Контроль выбытия на кассе защищает от вброса нелегальной продукции (для защиты от вброса нужен контроль минимум двух точек – ввод в оборот [производство/импорт] и выбытие из оборота в рознице).

    Система маркировки в момент ввода товара в оборот связывает код маркировки с производственным ВСД, предотвращая вброс нелегальной продукции (для вброса нужно знать пВСД и дату производства, а они известны только в момент производства, с учётом высокой оборачиваемости – невозможно успеть произвести товар с таким же кодом маркировки, пВСД и датой производства). Сравнение объёма произведённой продукции по пВСД и затраченного на неё сырья из «Меркурия» с введённым в оборот объёмом продукции и её выбытием через кассы позволяет со 100%-ной точностью выявить точки вброса нелегальной продукции в оборот.

    На данный момент разработаны три модели взаимодействия системы маркировки и «Меркурий». Интеграция систем уже успешно работает на реальных производителях.

    О том какие действия необходимо предпринять производителю –в обучающем центре ЦРПТ.

    Что означает «общественный контроль» в маркировке?

    Создано мобильное приложение для потребителей («Честный знак»), что позволяет реализовать общественный контроль всей продукции. Любой человек в любой момент времени может просканировать код маркировки и убедиться в легальности продукции, а также узнать всю информацию о ней – производитель, состав, даты, сроки годности и т.д. Приложение уже скачали 1,3 млн раз, проверили 14 млн товаров.

    Какие инвестиции потребуются производителям? Звучала информация, что на фабрику, которая обрабатывает 150 т молока в сутки потребуется от 50 до 100 млн рублей.

    Подобные расчеты значительно преувеличены. Инвестиции всей отрасли, в которой тысячи участников, составят не более 4 млрд. руб.Стоимость внедрения, по результатам эксперимента, составляет 5-10 коп на ед. продукции (0,1%-0,2% от цены продукта). На фабрику 150 тонн с 10 линиями (крупное производство) на оборудование потребуется максимум на все линии5-15 млн. руб, на ПО 700 тыс – 2,5 млн.Кроме того, на рынке есть решения, предусматривающие не только покупку, но и аренду оборудования и ПО, что резко снижает стоимость. Выбор остается за самой компанией.

    Эксперимент проводится для того, чтобы для каждой компании был найден оптимальный вариант внедрения – с минимальными затратами и операционными процессами.

    Для комфортного перехода отрасли к работе с маркировкой при участии оператора системы было разработано решение цифровой печати переменных кодов в типографиях, где производители заказывают всю упаковку. Для производителей это значит отсутствие необходимости приобретения и оснащения своих линий печатающим оборудованием. Типографский способ нанесения минимизирует любые изменения производственной линии.

    Важно помнить, что на этапе эксперимента ЦРПТ берет на себя затраты на внедрение (оборудование и ПО) маркировки у участников эксперимента. Таким образом производители смогут пройти промышленное внедрение процесса за счет ЦРПТ.

    В эксперименте протестирована возможность и технологии нанесения кодов на все типы упаковок.

    При этом, согласно расчетам, уход с рынка нелегальной продукции приведет к дополнительной выручке легальных производителей на уровне 60 млрд. руб в год и повлечет снижение стоимости для потребителей в пределах 3,5-4%.

    Требуется переход на новую систему учета товаров? Насколько велики эти затраты?

    Система маркировки интегрируется с существующими учётными системами. Есть модуль 1С по работе с маркировкой, и более 30 интеграторов ПО с собственными решениям. Список компаний-интеграторов размещен на сайте честныйзнак.рф. Как и в предыдущем пункте, выбор системы и стратегии действий (менять поставщика решений или оставаться в рамках существующих систем) остается за самой компанией.

    Как работать типографиям?

    Технологически код может наноситься как стикерованием или печатью на производстве, так и в типографии – при заказе упаковки. Последний способ – наименее затратный и по финансам, и по трудовым ресурсам. Сейчас ЦРПТ взаимодействует с 86 крупными типографиями. 61 типография подписала соглашение о сотрудничестве с ЦРПТ и выразила свою готовность участвовать в эксперименте, из них 34 типографии уже подключены к системе, оснащены необходимым программным обеспечением для работы с кодами маркировкии готовятся к нанесению кодов маркировки на молочную продукцию в промышленном масштабе. 27 типографий ожидают подключения к системе.Суммарная производительность типографий, готовых к маркировке, – 13,7 млрд единиц продукции в год.

    Насколько обременительна подготовка к работе с маркировкой для торгового звена?

    Для розничного звена затраты минимальны. В розничном звене система строится на платформе онлайн-касс, использование которых является обязательным для розницы по 54 Федеральному закону 2016 года. Возможным новшеством для магазина может стать приобретение сканера, считывающего двумерные коды (1. Большая часть розницы пользуются этими сканерами и сегодня; 2.Для тех, кто не пользуется, стоимость сканера – от 2,5 тыс руб). Регистрация в системе занимает менее одного часа. Магазинам, которые уже в системе с другой маркированной продукцией (сигареты, обувь и тд) не нужно регистрироваться повторно.





Возврат к списку