Историческая справка

Муниципальное образование имеет свою историю.
Пижанский район был основан в 1929 году постановлением ВЦИК РСФСР от 10 июня 1929 года. Район был образован на базе Пижанской и части Тожсолинской волостей, а в 1931 году значительно укрупнён за счёт присоединения 15 сельсоветов из Кичминского района.
Территория района определялась в 1618 кв. км, средний радиус 27-28 километров. Район был разделён на 27 сельсоветов, население составляло 57732 человека.
В 1959 году Пижанский район был ликвидирован, его территория вошла в состав Советского района, а в 1967 году Пижанский район вновь восстановлен.


Возникновение села Пижанка.
Давным-давно на берегу реки появился одинокий постоялый дом для остановки обозов с товарами (на кормежку лошадей). Здесь купцы охотно продавали товары приходящим из ближних деревень марийцам, затем торговля приняла определенную систему: назначались дни торговли, приуроченные к очередной поездке купцов с товарами, о которых знало местное население. Скоро появились (несколько раньше Пижанки) первые русские деревни: Малое Копылово, Щекотово (Мельниково), Нижняя Мирянга, Панегино и некоторые другие.
Из записей краеведа Петра Семеновича Головина:
"В 1691 году в город Казань к митрополиту Макрелу явились "челобитчики" (ходоки) от русских крестьян из деревень Копыловой, Мельникова, Мирянги, Нижней и Нового Починка с просьбой разрешить им построить церковь "на поле на яру" возле деревни Копыловой. В "Челобитной", написанной с их слов дьяком в Казани, они заявили, что русских жителей в этих деревнях имеется 21 двор и они согласны выделить из своих земель для попов и церковного причета по 15 четвертей пашни в поле, т.е. всего около 25 га, да сенокосных покосов на 100 копен. Однако митрополиту этого показалось мало для обеспечения жизни трех церковных служащих, и разрешение на создание села не было дано. В феврале 1693 года эти же "челобитчтки" снова явились в Казань к митрополиту и заявили, что количество русских поселенцев увеличилось до 50 дворов и попу с причетом они согласны выделить из своих земель по 20 четвертей пашни в поле, т.е. всего около 33 га, да сенных угодий на 200 копен. На этот раз "грамота" митрополита на построение церкви была получена, но в ней предупреждалось, что если церковь будет построена, а батюшка с причетом не получат обещанного количества земли, которая должна быть обмежевана и закреплена за церковью, то она не откроется, следовательно, села не будет. Этот документ помещен в сборнике храмозданных грамот, изданном в Вятке в 1914 г. Строительство церкви в лесной глуши при 50-ти дворах русских поселенцев преследовало не одну только цель религиозного обслуживания небольшой группы русских жителей. Главной целью было привлечение к христианству марийцев, считавшихся "язычниками-инородцами".
Во второй половине 18 века, в 1772 году, вместо тесной и ветхой деревенской церкви в селе Пижанка начато строительство просторной каменной. Строительство закончено в 1777 году. В то время в приходе было 440 дворов с населением 3913 душ обоего пола. В 1839 г. при церкви была открыта школа, в которой обучались очень немногие крестьянские мальчики, но через два года ее закрыли: некому было учить детей.
Христорождественская каменная церковь, построенная в 1777 г., стояла на высоком месте (сейчас эта территория принадлежит коррекцинной школе). Весь участок земли около церкви был обнесен красивой церковной оградой, на высоком цементированном фундаменте возвышались толстые круглые столбы, между ними красовалось металлическое кружево, состоящее из завитушек причудливой формы, соединенных между собой. Храм окружал церковный сад, в котором хоронили священников, знатных людей, купцов.
Вход в величественный храм располагался с западной стороны, прихожанина встречала огромная паперть, внутри - два зала, теплый и холодный, соединенные между собой коридором. Церковь была не только ь\большой по площади, но и очень высокой. Старожилы вспоминают, что с ее колокольни просматривалось в округе 13 церквей. Территория церкви занимала целый квартал, на ней стояли дома священников и две церковно - приходские школы - одна для девочек, другая для мальчиков. В них преподавался закон божий и поведение в церкви. Дома служителей церкви располагались в основном по улицам Садовой и Набережной.
Возникшая на большой сухопутной дороге, на месте остановки обозов с товарами, Пижанка, естественно, становится торговым селом. Здесь уже в 18 веке устанавливаются еженедельные базары и проводятся большие ярмарки в дни "престольных" церковных праздников: в Рождество, во вторник на масленице, в девятую пятницу после Пасхи, в Богородицын день. В селе появляются постоянные лавки местных торговцев, кабаки. Торгующие вином "распивочно и навынос", пивные, даже имелся казенный Екатерининский винокуренный завод.
Больше двух столетий со дня основания Пижанка была маленьким, темным и глухим церковно-торгашеским селом. Медленно, сбольшим трудом появлялись здесь первые очаги культуры и охраны народного здоровья. В 1868 году открыты первое земское начальное народное училище и первый медпункт, в 1873 г. появилось волостное правление, село стало волостным центром Пижанской волости, в1893 году открыта народная больница, в 1907 году впервые появился ветеринарный пункт, в 1912 году создано общество потребителей, в 1913 г. открыта районная библиотека-читальня, а в 1915 г. - почтовое отделение.
В Пижанке насчитывалось до 20 жилых домов и не более 250 человек населения.
В 1935 г. прекратилась служба в Христорождественской церкви. Кресты с нее снимал Спиридон Лукьянович Журавлев из д. Волки. При снятии он упал и сломал ногу. Затем храм стали разбирать. Из церковного кирпича в 1938 г. построили здание Пижанской средней школы. А остальной кирпич, который отличался очень высокой прочностью, развезли по всему району. И очень долгое время верующие поселка ездили в церкви Советска и Яранска. Но прихожане настояли, чтобы церковь была в Пижанке. В 1992 г. начали завозить стройматериалы. летом 1993 г. освятили место и батюшка Советской церкви заложил первый кирпич. На строительство храма выделили средства все предприятия и коллективные хозяйства нашего района.
В 1998 г. храм был освещен и функционирует до сих пор."

(Н. Суслопарова, директор районного музея).